309831, Белгородская область, Алексеевский городской округ,
с. Глуховка, ул. Школьная, д.67
Тел/факс: 8 (47234) 7-31-76
![]() | Добро пожаловать на наш сайт!
|
Навигация
| "Здесь Родины моей начало"Да, мир меняется, меняется все в мире, Но неизменной остается лишь любовь. Любовь народа к Родине, к России, Любовь, которой тысячи веков. Ляхова Л.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. История каждого села по-своему уникальна. Имея много общего с другими населенными пунктами, она все же имеет свои специфические черты. Таинственные и загадочные следы минувшей жизни издавна волновали умы людей. В последние годы резко повысился интерес общества к истории, истокам духовных и культурных ценностей. Но историческая память народа не потеряна. Благодаря краеведческой деятельности мы возрождаем исторические страницы жизни общества. Лучше узнать свой родной край, и глубже понять особенности его природы, истории и культуры – в этом и заключается актуальность краеведческой работы, которая помогает глубже уяснить следующие положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного иматериального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. История государства складывается из истории ее малых городов, сел и деревень. И, зачастую, общенациональная история сильно отличается от провинциальной. И кто, как не люди, живущие на этой земле, наиболее полно могут зафиксировать историю родного города или села. Неумолима река времени, но и чрезвычайно щедра на события и личности. И поэтому в наш скоростной век мы остановились, задумались и вспомнили о прошлом и уже по-другому посмотрели на настоящее и будущее. Необходимо трепетно относятся к прошлому, которое прочной нитью связано с настоящим. И каждый должен помнить: сохранение истории немыслимо без участия каждого из нас. ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА "Местное предание объясняет название по скрытому "глухому" месту, занимаемому селом. Село обосновалось в лесу и было хорошо спрятано от татар. "Так пишет воронежский краевед В.А. Прохоров в книге "Надпись на карте". Он и другие знатоки прошлого считают, что возникла Глуховка в 17 столетии. Первыми поселенцами были ссыльные провинившиеся крестьяне, поскольку дремучие и опасные места не привлекали добровольцев на житье. Первые упоминания о Глуховке обнаружены в документе 1708 года, Воевода Усерда П. Вердеревский сообщал полковнику И.И. Тевяшову об уходе к "бунтовщику" Булавину крестьян Усердского уезда и об угоне ими лошадей. В донесении перечисляются имена жителей "села Иловского и Луховского и деревни Середней" Филиппа Лопаткина, Парфена Рогатушкина, Леона Ушакова, Лариона Белевцева, Трофима Бочарова, Парфена Рощупкина. Потапа Опарина, Герасима Евдокимова - всего их было 31 человек. Примечательно, что в том же документе село называется Хлуховское. Без сомнения, Луховское и Хлуховское - это Глуховское. Ведь в Усердском Уезде в то время не было других сел с подобным названием, а искажено в написании по характерной для 18 столетия причине: донесение П. Вердеревского построено на рассказе очевидца из Усерда, который лучше знал устные названия, нежели письменные, официальные. К 1801 году село разрослось до 52 дворов, в которых проживало 243 мужчины и 225 женщин. Была и деревянная церковь во имя архангела Михаила. Об этом сообщает Г. Германов в статье "Постепенное распространение однодворческого населения в Воронежской губернии". Дальнейший рост села (до 52 дворов), 1859 года отметил справочник "Список населенных мест Воронежской губернии", сообщив, что в Глуховском - 95 дворов, 388 мужчин и 384 женщины, имеются православная церковь, почтовая станция и колодцы. Местность между тем мало изменилась и к более позднему времени. В 1884 году о Глуховке рассказывалось: "Село это и ныне не видно из-за леса и только с северной стороны, единственно доступной к селу, виднеется старинная деревянная церковь. Несмотря на свое высокое положение на высокой горе и отсутствие не только реки, но и пруда, в Глуховке питьевой воды много и близка она к поверхности земли /аршина на два/, на вкус вода не приятна. Тот же источник продолжает рассказ: близ Глуховки проходит большая столбовая дорога из Острогожска до Бирюча. По обе стороны этой дороги еще в царствование Екатерины 2 были посажены вербы, из которых уцелели только около Глуховки и под Бирючом, хотя по остаткам пней и одинокорастущим деревьям можно видеть, что эти вербы были рассажены по обеим сторонам большой дороги в виде аллеи". По этой дороге перевозили почтовые грузы и пассажиров: почтовая станция в Глуховке насчитывала 12 лошадей. Одновременно она являлась и трактом для передвижения войск, различных команд и арестованных. После строительства железной дороги через Алексеевку эта почтовая дорога потеряла былое значение. Строительство Белгородской черты уходит корнями в далекое прошлое /в начальный рубеж 17 века./ До 30-х годов 17 века главным методом борьбы русского государства с набегами крымских и нагайских татар было строительство отдельных городов-крепостей на юге с развернутой системой сторожевых постов и служб, и оповещения. /Белгородской чертой/. Река Тихая Сосна является естественной границей между лесом и степью. Татары вплавь переплывали реку Тихая Сосна, нападали на окраины Русского государства. Что бы прекратить нападение татар на Русь, дремучие леса заселялись по берегу реки. Наше село было основано в дремучем лесу. По преданию оно старее Иловки. Но население Иловки росло быстрее, чем население Глуховки, поэтому Иловка быстрее превращалась в более крупное село во всей округе, и поэтому на 10 километров окружавший ее лес был позднее объявлен Иловским заповедным лесом. В заповедном лесу под страхом смертной казни запрещалось делать в сторону речки не только дороги, но и стежки, ибо противоположное содействовало бы продвижению татар через лес. Поселение крестьян не могло в полной мере оказать защиту от нападения со стороны татар. Поэтому созданная Белгородская черта была с засеками в лесу, с валами и надолбами, со сторожевыми городами и крепостями. Существует предание, что во время одного из набегов на Русь татаров, село Глуховка: было подвергнуто страшному нападению и разрушению. Все жители были либо убиты, либо взяты в плен. Уцелел один человек по фамилии Ожерельев, спрятавшийся в дупле груши. За охрану границ Русского государства жители сел наделялись землей и пользовались, так называемым, четвертым правом. В одно время земля передавалась по наследству: и переходила из рук в руки, от отца к сыну, от матери к дочери. Земля измерялась четями - единица измерения земли, меньше десятины. При таком наследии землей, старались жениться в своем селе или брать невест из соседних сел, земли которых близко подходили к селу, где жил жених. Это помогало сохранить язык, нравы, обычаи и говор жителей этих сел. Только незадолго перед революцией, особенно после, обычаи и говор стали значительно изменяться, но и сейчас среди стариков сохранились самобытные наряды, обряды и говор. В селах, возникших в дремучих лесах, никогда не существовало крепостное право, поэтому жители села Глуховки не были крепостными, они числились, как государственные крестьяне. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ Весной 1918 года согласно "Декрету о Земле" и правительственным распоряжениям, в деревне начался новый раздел земель. В это же время широкий размах приобрело движение по созданию комитетов деревенской бедноты, которые должны были стать опорой местных властей в борьбе с буржуазными элементами. Они брали на учет запасы хлеба зажиточных крестьян и без их ведома никто, под страхом сурового наказания, не имел права сбыть этот продукт по своему усмотрению. В связи с введением хлебной монополии, комбедовцы (активисты комитета бедноты) имели право изъять у хозяев так называемые излишки хлеба. Имена глуховских комбедовцев неизвестны. Многие "зажиточные" крестьяне добровольно отдавали свое имущество в колхоз. В 1920 году Алексеевский район охватил мятеж. В ходе вооруженных столкновений были жертвы и с одной и с другой стороны. Два убитых красноармейца похоронены в урочище «Глуховский рожок». Надгробный памятник сохранился до наших дней и охраняется государством. В начале 20 годов разразился небывалый голод, унесших много человеческих жизней. Вымерли целые семьи. В это время ольховые сережки, кору дуба, перемалывали и пекли лепешки, чтобы не умереть с голоду. Но постепенно жизнь налаживалась, в 1925 году появился первый трактор, его приобрели, "кулаки". Этот трактор назывался фордзоном, имел 20 лошадиных сил. В основном трактор пахал. Первым трактористом был сын кулака Малыгин Петр Гаврилович. Первый комбайн появился примерно в 1934-35 годах. Комбайн назывался "Коммунар". В июне 1924 года началась "война" с Иловцами. Глуховское лесничество передало землю глуховцам, а иловцы пошли войной на глуховцев, чтобы отобрать землю. Уже выросла небольшая пшеница, а рядом поле подсолнухов. Иловцы незаконно начали косить пшеницу, вооруженные стояли охраняли, у них был один пулемет, были винтовки, косы. Глуховцы тоже стали вооружаться и оборонять землю. Кирьянов В.Я. ездил в Алексеевку и оттуда приехал председатель райисполкома, милиционер, организовали собрание в Иловке. Решение иловцев было заявлено "С какой стороны будет больше людей, того и земля", но глуховцы не согласились и уехали. Тяжба судебная тянулась 5 лет. Милиционер Петров наблюдал за тем, чтобы не было вооруженных разборок. /из воспоминаний старожила села Смурыгина Андрея Максимовича/ К концу 20-х годов с НЭПом было покончено, поскольку он не соответствовал, по мнению Сталина, генеральной линии большевистской партии на построение социализма. План индустриализации включал в себя не только промышленное развитие города, но и переход "деревни" на рельсы коллективного труда. В 1932 году был создан колхоз "Гигант" с центром в с. Афанасьевка. В 1933 году Глуховка отделилась отдельным колхозом "Хлебороб". Первые председатели колхоза это: Москалев Константин Антонович, Новинкин Иван Семенович, Сычев Петр Филиппович, Рыжих Петр Иванович. В 1967 году соединились с Репенкой, Студеным Колодцем и назывался колхоз им. Куйбышева. ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА Церковь в селе Глуховке Бирючанского уезда была деревянная и построена в 1779 году. При церкви имелось 33 десятины земли. Церковь считалась приписною к Покровской церкви села Иловского (ныне село Иловка). Но при Глуховской церкви был особый причт (Приходской причт определяется в составе: священника, диакона и псаломщика). Прихожан при церкви в то время было 350 человек. Первая церковь в селе была деревянная и небольшого размера. Татары во времена своих разбойничьих набегов на Ольшан и Иловское ее разорили; впрочем, по народному преданию, жители с. Глуховка успели скрыть церковное имущество и колокола в глубокий колодец, которые будто бы и доселе не найдены, где были скрыты их предками. Впоследствии богатый житель с. Иловского, Шевяков, или Ожерельев, не раз со своим имуществом спасавшийся в лесу, где находилось село Глуховка, решил в благодарность Богу за свое спасение от татар, и при помощи других построить в с. Глуховке церковь. Величина построенной Шевяковым церкви в длину 15 аршин, в ширину 10 аршин, церковь эта впоследствии была распространена: и в высоту 7 сажень, в длину 26 аршин, в ширину 18. Церковь снаружи была обита тесом и покрыта белилами. При церкви колокольня, высотою в 4 ½ сажени. На ней 4 колокола, из которых самый большой весом 23 пуда. На западной стороне колокольни масляными красками было написано: «Храм возобновлен в 1844 году, а именно, церковь расписана, снаружи выкрашена, покрыта железом, в середине расписана и кресты вызолочены». Внутри церковь была расписана изображениями разных святых, большей частью, тезоименитых прихожан Глуховской церкви. Расписывать церкви в те времена ликами святых патронов своих – довольно распространенный в Воронежской губернии, особенно в малороссийских слободах обычай. Нередко, приходские священники, желая украсить свой храм священными изображениями, предлагали более зажиточным прихожанам на свои средства написать в церкви своего, а иногда и всей семьи – ангелов. Вследствие чего на одной и той же иконе писались ангелы мужа и жены церковного благоукрасителя – такие святые, которые ни по времени, ни по месту жительства не были современниками, как то: Иоанн Предтеча, Ольга, князь Владимир и пророчица Анна и т.п). Расписыванием церквей подобными семейными изображениями занимались большей частью маляры слободы Алексеевка (Бирючанский Уезд), или г. Острогожска. «Эти иконы пишутся нередко очень дурно, только яркими красками. Маляры за написание подобных изображений берут большей частью хлебом, съестными припасами, с небольшой приплатою денег, что выгодно и малярам и сельским жителям. Алексеевские маляры расписывали и Глуховскую церковь». (сноска; Указатель местных празднеств Воронежской Епархии, вып №1, стр 239-240) Неизвестно. Кто был первым священником при Глуховской церкви. Первый известный священник был Отец Яков Григорьевский (до 1793г) После него были: - Антоний Ефремов (1793-1823) - Гавриил Александров (1823-1844) По народному преданию он был любим прихожанами за простоту обращения и хлебосольство; замечательный хозяин, сам обрабатывал землю, ходил в лаптях; любимым его занятием зимой было делать сельские повозки - Яков Евграфьевич Белозеров (1844) О нем в народе сохранились благоприятные воспоминания; особенно о его гостеприимстве. Готовности помогать бедным и он пользовался у прихожан таким уважением, что никакие мирские и домашние дела не начинались без его благословления. - Петр Михайлович Троицкий – он был прежде дьячком Воронежского девичьего монастыря, затем дьяконом в с.Син.Липягах; - Петр Максимович Новиков - Василий Стефанович Новиков – он был первый из священников в Глуховке окончивший курсы семинарии, затем перешел в Иркутскую Губернию. - Стефан Михайлович Петров (1866-1883) священник, перешедший в бывший г.Верхососенск. С 1886 г в Глуховке не было священника и жил только псаломщик. Со слов старейшего жителя села Валуйских Макрины Дмитриевны мы узнали, что псаломщик был Шрамков Василий. Это был очень образованный человек и его дочь Неонила открыла первую церковно-приходскую школу, в с. Глуховке в 1895 году, она же и была заведующей и учительницей этой школы. Зданием школы служила церковная сторожка. В военное время эта церковь была разрушена, и на ее месте в 2006 году был поставлен православный крест. В настоящее время на территории села есть храм Архастратига Михаила, построенный благодаря уроженцам нашего села семье Черных-Клишиных, проживающих в г. Москва и всем не равнодушным односельчанам. До настоящего времени праздник "Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных", а по народному "Михайлов день" празднуется ежегодно. В этот день в храме служат молебен и честь Архистратига Михаила и его ближайших пособников - Гавриила провозвестника и служителя божественного всемогущества и Рафаила, целителя человеческих недугов. Архистратига Михаила славят на Руси с давних времен. Он уберег от татаро-монгольского нашествия великий Новгород. Он первый заступник от вражеского нашествия. В честь Михаила по всей Руси строились монастыри и храмы. Престольный праздник «Михайлов день» почитается Глуховцами. К этому дню "убирают" дома, наводят порядок, готовят угощение: пекут пирожки, варят холодец, и ждут в гости родственников и знакомых из ближних сел.
|
![]() | © 2023, Глуховский модельный МКУК Алексеевского городского округа | Почтовый адрес 309831, Алексеевский городской округ, | Телефон/факс 8 (47234) 7-31-76 |